Европейский суд по правам человека принял решение относительно свободы деятельности газет

Информационное сообщение относительно Судебногопрецедента № 165

Июль 2013

Ремушко противПольши («Remuszkov. Poland») — 1562 / 10

Решение от 16 июля2013 [Секция IV]

Статья 10

Статья 10-1

Свобода выражения взглядов

Отказ газетыопубликовать платную рекламу: нарушений не установлено

Факты.

Заявитель является журналистом, который опубликовал книгу, которая внеблагоприятном свете рассказывает об истории основания издания «ГазетаВыборча» (Gazeta Wyborcza), одной из наиболее известных польских ежедневных газет,а также о ее журналистах и финансовых отношениях с ее издателем. После этого онпопросил семь ежедневных и еженедельных газет опубликовать платную рекламукниги. Все они отказали. Заявитель предъявил иски против газет. Наконец, двегазеты обязались опубликовать соответствующую рекламу. В Европейском Судезаявитель жаловался, что национальные суды одобрили отказ «Речь Посполитая»(Rzeczpospolita) (одной из газет) опубликовать платную рекламу его книги послетого, как установили, что реклама была несовместимой с редакционнойспециализацией газеты и публикация могла дать основания для подозрений, чторедакторы «Речь Посполитая» пытались оклеветать своего конкурента — «Газета Выборча»- в глазах общества.

Законодательство.

Статья 10: Право, на которое ссылался заявитель, должно толковаться иприменяться с должным учетом прав прессы. Газеты, находящиеся в частнойсобственности, должны быть свободными в осуществлении редакционной свободы прирешении вопросов относительно опубликования статей, комментариев и писем,представленных частными лицами или даже их собственными репортерами ижурналистами. Обязанность государства гарантировать свободу слова непредоставляет частным лицам или организациям неограниченное право доступа к СМИдля выражения своей позиции. Эти принципы применяются также к публикациирекламы. Эффективное осуществление свободы прессы предусматривает право газетсоздавать и применять их собственную политику в отношении содержания рекламы.

В этом деле не оспаривалось, тем более, что у заявителя были какие-либотрудности в опубликовании книги, или что власти пытались каким-либо образомпомешать или отговорить его от его публикации, или что медиа рынок в Польше вцелом не был плюралистическим. В то время, как вопросы, исследующиеся вуказанной книге, могут внести вклад в дискуссию относительно миссии прессы впольском обществе, платная реклама, предложенная заявителем, была, главнымобразом, направлена ​​на продвижение распространения издания и его реализациюи, следовательно, была в основном рассчитана на содействие достижениюкоммерческих интересов заявителя. Никоим образом заявителю не создавалосьпрепятствий для распространения информации о книге любыми способами, которые онпожелал бы. Более того, он создал свой собственный Интернет-сайт, через которыйон информировал неограниченный круг лиц о книге, ее содержание и потенциальноезначение для общественного обсуждения. Национальное законодательство обеспечилоэффективные процессуальные рамки, в пределах которых заявитель мог проситьсудебные органы решить существенные вопросы, касающиеся его дела. Судывнимательно взвесили интересы заявителя против законных прав издателей, вчастности, их собственной свободы слова и экономической свободы.

Их вывод, что при плюралистическом медиарынке пресса и издатели не должныбыть обязанными размещать рекламу, предложенную частными лицами, соответствовалстандартам свободы слова, в соответствии с Конвенцией. Таким образом,государство не нарушило свой ​​долг охранять свободу заявителя по выражениям .

Вывод: нарушения не установлено (единогласно).

(См. также Apple by and Others v. The United Kingdom, № 44306/98, 6 мая 2003,Информационное сообщение 53).


Перевод Института Медиа Права.

Ми надаємо безоплатні консультації із юридичних питань у сфері інформаційного та медійного права. Будемо раді поділитися з вами своїм досвідом.

Листи з інших питань не розглядаються.

Докладніше про консультації

 

Для того, щоб отримати інформацію, яка вас цікавить, зверніться до нас за допомогою гарячої лінії: