Международная организация Access Info Europe выиграла суд с Советом ЕС

Европейский СудСправедливости (European Court of Justice) обязал Совет Европейского Союзаоткрыть документ, содержавший предложения от отдельных государств — членов овнесении изменений или дополнений к новым правилам, относительно публичногодоступа к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии. Этот документбыл запрошен организацией «Доступ к информации в Европе» (Access Info Europe). Совет ЕС отказалась предоставлять документ полностью, но Решением от 17октября Европейский Суд Справедливости защитил право Access Info Europe наинформацию.

Совет предоставилчастичный доступ к запрашиваемому документу, но без информации о том, какиеименно государства — члены выразили указанные предложения. Он ссылался на нормыстатьи  4 (3) Регламента № 1049 /2001,которые предусматривают, что учреждение может отказать в предоставлении доступак документу, если раскрытие последнего может серьезно повредить процессупринятия решений учреждением, за исключением, когда такое раскрытиепредставляет общественный интерес. Кроме этого, Совет решил, что учитываяпредварительный характер тогдашних обсуждений, раскрытие информации, которая бидентифицировала указанных государств — членов, уменьшил бы возможность дляманевра в переговорах, которые являются частью законодательной процедуры Советаи, следовательно, ослабила бы их возможности достичь согласия.

26 ноября 2008 — в день принятия Советом указанного документа, егонеофициальная версия стала общедоступной, через анонимную публикацию на сайтеорганизации Стейтвотч (Statewatch).

12 июня 2009 организация «Доступ к информации в Европе» подала иск об отменеспорного решения. Европейский Суд общей юрисдикции удовлетворил этот иск,сделав при этом несколько важных выводов.

В частности, он отметил, что раскрытие информации, устанавливающей подавшихпредложения, не мешает делегациям после этого от таких предложений отходить,поскольку последние создаются для обсуждения, а не для того, чтобы оставатьсянеизменными в процессе дискуссии, если их автор известен.

Европейский Судобщей юрисдикции установил, что предварительный характер дискуссии, сам посебе, не подтверждает исключение, предусмотренное Регламентом № 1049 /2001.Кроме этого, он отверг аргумент Совета о том, что необходимо принимать вовнимание особенно уязвимый характер предложений, внесенных делегациямигосударств — членов, поскольку, по мнению суда, это является частью нормальногозаконодательного процесса.

Решение Европейского суда общей юрисдикции было обжаловано Советом в апелляции.При этом, ее поддержали Чехия, Греция, Соединенное Королевство Великобритании иСеверной Ирландии, Испания и Франция, в то время, как на стороне организации«Доступ к информации в Европе» выступил Европейский парламент.

Европейский Суд Справедливости поддержал позицию Европейского суда общейюрисдикции и признал аргументы Совета неэффективными.

Важность этого решения состоит в облегчении получения обществом информацииотносительно законодательных инициатив Европейского Союза и их субъектов, атакже в поддержке большей открытости властных учреждений.

Ми надаємо безоплатні консультації із юридичних питань у сфері інформаційного та медійного права. Будемо раді поділитися з вами своїм досвідом.

Листи з інших питань не розглядаються.

Докладніше про консультації

 

Для того, щоб отримати інформацію, яка вас цікавить, зверніться до нас за допомогою гарячої лінії: