СМИ и выборы: Летняя школа провела круглый стол

 

Узнать больше о регулировании деятельности СМИ во время выборов в разных странах, обменяться идеями и совместно выработать предложения об изменениях к избирательному законодательству – с такой целью в рамках Международной летней школы медиа права состоялся круглый стол на тему «СМИ и выборы». Организовал мероприятие Центр демократии и верховенства права. Кроме участников Летней школы, к дискуссии присоединились и общественные эксперты

По словам Игоря Розкладая, юриста Института Медиа Права Центра демократии и верховенства права, тема работы СМИ во время выборов в Украине всегда является актуальной.

«Мы понимаем, что выборы – это критическая точка, когда растет уровень популизма. Люди не особо задумываются над обещаниями политиков, и от социальной ответственности и стандартов медиа зависит будущее страны», — указал он.

Во время круглого стола участники Летней школы рассказали о регулировании СМИ во время выборов в их странах: как правовых аспектах, так и реалиях работы журналистов.

О регулировании деятельности СМИ в Украине рассказали участницы Летней школы Антонина Иващук и Марианна Присяжнюк. Они указали на основные требования закона: освещать деятельность всех участников выборов, придерживаться «дня тишины» и так далее. Также они озвучили определение агитации согласно украинскому законодательству. По словам докладчиков, проблемой наших СМИ является отсутствие классических дебатов.

Елена Лысакова, участница Летней школы из Беларуси, рассказала о ситуации в ее стране. Так, в Беларуси действует не только постоянное избирательное законодательство, а и отдельные постановления на время каждых выборов. Важным ресурсом агитации являются государственные СМИ – они обязаны размещать материалы кандидатов. Также белорусские участники рассказали о системе ограничений – например, запрете публиковать результаты опросов за 5 дней до выборов, запрет призывов к бойкоту голосования.

О роли СМИ во время выборов в Казахстане присутствующим рассказал участник Летней школы Бахтияр Галимжанов. Он указал, что законодательство предоставляет гарантии свободы выступов и публикаций для кандидатов. Широкие права получают иностранные журналисты и наблюдатели, которые прибудут освещать выборы. В то же время, проблемой является то, что оппозиционные СМИ имеют меньшие финансовые ресурсы.

Представительница Кыргызстана Бегаим Усенова говорила о регулировании деятельности СМИ во время выборов в этой стране. По ее словам, регуляторные акты были похожи на принятые в остальных странах, но позже в стране начали работать российские каналы, влиявшие на ситуацию. Поэтому был принят запрет на агитацию для иностранных вещателей, а программы они могут транслировать только в записи. Но выполнение этого решения не контролируется, поскольку в Кыргызстане не работает регулятор.

По словам Назели Багдасарян, равенства кандидатов в Армении пытаются достичь за счет обязательства в информационных программах освещать деятельность кандидатов в одинаковом объеме. Но на практике этот запрет не действует, поскольку несмотря на одинаковое время, кандидатов показывают с разных ракурсов, по-разному комментируют их действия – и этим в программах выражают симпатию или антипатию к конкретному кандидату

Во второй части круглого стола прошло обсуждение шагов, необходимых Украине, чтобы обеспечить объективное и полноценное освещение избирательного процесса.

Так, Игорь Розкладай выступил с предложением максимально жесткого ограничения политической рекламы, в частности, полного запрета на рекламу на внешних носителях. Он также указал на базовые вопросы, требующие решения, «правила игры», которые нужны в избирательной сфере, как бороться с джинсой и являются ли СМИ субьектом избирательного процесса, или же только объектом.

Евгений Радченко, директор по развитию «Интерньюз-Украина», указал, что СМИ имеют возможность манипулировать людьми, мешая им сделать осознанный выбор, поэтому нужно законодательное давление на них.

«Политическая реклама должна быть или полностью запрещена, или быть ограничена минимальной длительностью в 2-3 минуты для кажодого ролика. Ведь 15-30 секунд – это чисто эмоциональная реклама и посыл. Чтобы зрители выдержали 2-минутный ролик, политикам придется говорить по сути, аргументированно», — предложил он.

Эксперт отметил, что в Украине нет регулятора для печатных СМИ, который мог бы отслеживать нарушения. Также он указал на необходимость четко разграничить понятия информирования о кандидатах и агитации за них

По словам Романа Головенко, юриста Института Массовой Информации, проблемой является скрытая реклама, когда в новостных или публицистических сюжетах фактически агитируют за того или иного кандидата. Простой запрет приведет к тому, что агитация не будет обозначаться и придется в каждом случае доказывать нарушения.

«Действительно нужно ограничивать минимальную продолжительность ролика, чтобы он имел смысловое наполнение и запрещать рекламу на внешних носителях. Также следует ввести ответственность за скрытую рекламу», — предложил он.

Для наведения порядка в избирательной сфере нужно установить четкие правила для всех СМИ – предложил Павел Моисеев, директор по правовым вопросам «Интерньюз-Украина», медиаэксперт. Ведь без этого открываются возможности для нарушений.

«У нас нет четкой, непредвзятой информации, которую воспринимал бы избиратель. Нужна административная ответственность за нарушения – пока этого не случится, такая проблемная ситуация будет продолжаться. А внешнюю рекламу нужно убирать, поскольку лозунги на ней не имеют ничего общего с осознанным гражданским выбором», — призвал он.

По словам Дениса Рыбачка, аналитика Комитета избирателей Украины, телевидение и радио являются основными источниками информации о кандидатах для украинцев, и партии этим пользуются.

«На последних выборах 90% бюджетов были потрачены на рекламу в СМИ. Позволить себе ее могут только те партии, которые получают деньги от олигархов. Также партии тратят на рекламу государственное финансирование», — отметил он.

Эксперт подытожил, что политическую рекламу на радио и телевидении нужно ограничивать, чтобы выборы были борьбой принципов, а партии имели стимул к развитию.

Проведение Летней школы осуществляется благодаря поддержке американского народа, которая была предоставлена через Агентство США по международному развитию (USAID) и Интерньюз. Содержание программы Летней школы является исключительно ответственностью организации Центр Демократии и Верховенства Права и необязательно отображает точку зрения USAID, правительства США и Интерньюз.

Проведение Летней школы в 2017 году стало возможным благодаря поддержке проекта Совета Европы «Свобода медиа в Украине», который осуществляется в рамках Рамочной программы сотрудничества (РПС) Совета Европы и Европейского Союза для Армении, Азербайджана, Грузии, Республики Молдова, Украины и Беларуси.

Летняя школа медиа права также проводится при поддержке проекта Совета Европы «Укрепление свободы медиа и создание системы Общественного вещания в Украине».

Ми надаємо безоплатні консультації із юридичних питань у сфері інформаційного та медійного права. Будемо раді поділитися з вами своїм досвідом.

Листи з інших питань не розглядаються.

Докладніше про консультації

 

Задайте Ваше питання через форму:

Ваше ім'я (обов'язково)

Ваш email (обов'язково)

Ваше повідомлення


Також ви можете звернутися до нас іншими способами: