Под редакцией П.В.Суркова
По данным Фонда защиты гласности, в 1997 году выявлено 17 случаев нарушений права доступа журналистов в судебные заседания. Много это или мало? Если сравнить с общимколичеством нарушений, зафиксированных в мониторинге Фонда, то это составит менее 5%. Вроде бы и говорить не о чем. Но задумаемся вот над чем: в качестве нарушителей закона здесь выступают судьи, т.е. те, кто призваны этот закон защищать. Трудно предположить, что они, не знают процессуального законодательства. Значит это осознанные действия, и некоторые из судей, получив гарантии своей независимости, пользуются ими для прямого нарушения закона. Кроме того, очевидно, что в Фонд защиты гласности поступают сообщения о далеко не всех нарушениях подобного рода. На самом деле их, видимо гораздо больше. Но журналисты молчат, а их права продолжают нарушать. Если же мы сами не уважаем и не защищаем свои права, то трудно ожидать, что это будут делать другие.
В чем проблема?
Отношение работников судов к материалам в прессе, освещающим их деятельность, как правило, отрицательное. Долгое время суд в прессе был на положении “жены Цезаря”, которая всегда вне подозрений. С началом перестройки выяснилось, что не все так гладко,как кажется. Многочисленные публикации, негативно оценивающие работу судебной системы, на фоне все ухудшающегося материального положения судей привели к противостоянию журналистов и судейского корпуса. Масла в огонь подливает и правовая некомпетентность журналистов, которая порой очевидна в материалах на юридические темы. В настоящий момент отношения между прессой и судом застыли в состоянии неприязни и взаимного недоверия. Нередки ситуации, когда журналистов удаляют из зала заседания без видимой причины, запрещают им фиксировать ход процесса и т.п. Центр “Право и СМИ” попытался разобраться, насколько и в каком случае правомерны такие действия.
Гласность судопроизводства – что это?
Гласность судебного разбирательства – один из основных принципов демократического правосудия. Этот принцип закреплен в конституции РФ (ч.1, ст. 123): ” Разбирательстводел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом”. То есть открытое заседание является правилом,а закрытое – исключением. На открытое заседание должны пускать всех желающих. Присутствующие имеют право делать письменные заметки и фиксировать все происходящее в зале судебного заседания.
Зачем нужно закрытое заседание?
Закрытое судебное заседание – это ограничение гласности судопроизводства. Закрытое судебное заседание направлено на защиту прав личности и обеспечение государственной безопасности. Оно охраняет личную и семейную тайну, государственную тайну, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Закрытое заседание – это способ защиты конституционных прав личности, а не покушение на свободу прессы, как представляется некоторым нашим журналистам. Закрытое заседание может быть, установлено по мотивированному определению судьи, в котором должны быть указаны причины соссылкой на статьи закона. Вопрос о проведении закрытого заседания решается конкретнов каждом случае. Если необходимо провести закрытое судебное заседание только в связис исследованием части эпизодов дела, то возможно проведение при закрытых дверях только части судебного заседания. Приговоры и решения судов в любом случае провозглашаются публично.
Журналист имеет право…
Какими-то особыми правами в данной ситуации, по сравнению с обычным гражданином, журналист не пользуется. Но у него не может быть прав меньше, чем у любого гражданина. Журналист может свободно посещать открытые судебные заседания, вести записи и стенограмму процесса (в том числе и звукозапись), а также фиксировать ход процесса инымписьменным способом (например, делать рисунки). Специальные разрешения для этого не требуются. Чтобы пройти в зал заседаний нет необходимости предъявлять какие-либо документы. Недопустимо требование аккредитации для присутствия на открытом судебном заседании. Кино- и фотосъёмка, видеозапись, трансляция заседания по радио может проводиться только по специальному разрешению суда.
Как выгнать журналиста из зала судаСделать это достаточно просто. Удаление из зала заседаний возможно в случае нарушения порядка. Под нарушением порядка следует понимать совершение таких действий, которые препятствуют или мешают ходу судебного разбирательства, свидетельствуют о неуважении к суду, нарушают регламент судебного заседания или распоряжения председательствующего, обеспечивающие нормальный ход процесса. Однако подобная формулировка содержится не в законе, а в комментариях к нему. В законе написано просто “…в случае нарушения порядка заседания…”. Очевидно, что под это могут подходить все действия, неудобные для судьи. И если в гражданском и арбитражном процессе необходимо предварительное предупреждение лица, и только после невыполнения требований судьи его можно удалить, то в уголовном процессе такой порядок отсутствует и, надо понимать, удаление из зала может произойти вообще без объяснения причин.
Что делать? (Или куда жаловаться)
Только путь законной защиты своих прав заставит наконец наши властные структуры считаться с правами как журналиста, так и личности в целом. Что же нужно делать?
– Прежде всего, необходимо поставить в известность председателя суда, в которомпроисходило заседание. В его обязанность входит организация работы суда, ответы на заявления и жалобы граждан.
– Необходимо направить жалобу в квалификационную коллегию судей. Коллегия может принять решение о прекращении полномочий судьи на основании фактов, изложенных в жалобе. Это возможно, если поступок будет признан позорящим честь и достоинство судьи или умаляющим авторитет судебной власти. (Надо думать, что любое прямое нарушение закона, тем более при исполнении профессиональных обязанностей, должно рассматриваться именно так.)
– Следующие возможные адресаты жалобы – президиум вышестоящего суда, который осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, и вышестоящая прокуратура. Причем в президиум направляется жалоба о нарушении процессуальных норм, а в прокуратуру – о нарушении прав и свобод граждан.