Что не может не впечатлять – так это скорость, с которой новая власть доносит до сограждан понимание того, «кто в доме хозяин». В том числе – и в медиасфере. На сегодняшний день, правда, нет еще ясности по самым интригующим портфелям – в Нацсовете по телевидению и радиовещанию. Но на то есть объективные причины: 18 марта истек срок полномочий еще у двух нынешних членов Нацсовета. Сейчас легитимны только три ее представителя – от президентской четверки: Татьяна Мокриди, Лариса Мудрак и Оксана Головатенко. Для назначения же новых членов необходимо – во всяком случае, по закону 🙂 – выдержать ряд процедур. Впрочем, наверняка скоро и Нацсовет будет уже в полном ажуре. Как до этого без лишних «проволочек» (включая конституционные) своих хозяев обрели главные кабинеты в Гостелерадио и НТКУ.
Конечно, есть нюансы. Первый – задержка с назначением пресс-секретаря нового президента и всего информационного блока в его Администрации. И вряд ли это можно объяснить одними «техническими» причинами – необходимостью переформатирования структуры бывшего Секретариата при Ющенко в Администрацию при Януковиче. Скорее, речь идет о «перетягивании каната» между разными центрами влияния в ближайшем окружении президента.
Второй нюанс – размытость «надзора» над информационной проблематикой в Кабмине. Напомним, за деятельность СМИ и развитие информационной сферы отвечает там вице-премьер Борис Колесников. За обеспечение общественной морали и взаимодействие власти и гражданского общества – вице-премьер Владимир Семиноженко. И, наконец, за информационную безопасность отвечает вице-премьер Владимир Сивкович. О своем неформальном «кураторстве» всего информационного блока в Кабмине (в ранге, скорее всего, советника премьер-министра) публично заявила и народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко, близкая к Борису Колесникову.
Так что на данный момент разобраться, кто же персонально является автором и инициатором таких неординарных решений, как, скажем, переподчинение Национальной телекомпании Кабмину(раньше НТКУ была в ведении президента и Верховной Рады) и назначение Егора Бенкендорфа ее генеральным директором (а не президентом), де-юре не представляется возможным. Де-факто же разные источники «Телекритики» в один голос твердят: все решения по медиасфере сейчас принимаются усилиями главы Администрации президента Сергея Левочкина и главы СБУ Валерия Хорошковского. Последнего за глаза уже так и называют: «министр информации». «Помогает» Левочкину и Хорошковскому формулировать решения небезызвестный российский политтехнолог Игорь Шувалов c компанией помощников, которые последнюю избирательную кампанию провели, «советуя» телеканалу «Интер». Анна Герман пытается быть «в фокусе», однако весьма красноречиво о степени успешности ее противостояния «группе Фирташа» на данный момент говорит то обстоятельство, что продвигаемый ею в пресс-секретари Януковича Юрий Громницкий пока что таковым не назначен…
Еще одним событием последних месяцев в украинском медиаландшафте стало масштабное укрепление позиций Игоря Коломойского. Находясь в процессе завершения сделки с американской компанией СМЕ, Игорь Валерьевич уже близок к контролю над группой каналов «1+1», «Кино», ТЕТ. К этому с недавних пор добавился и единоличный контроль над холдингом «Главред-медиа», после выхода из бизнеса экс-управляющего партнера Александра Третьякова. В состав «Главред-медиа» входят, напомним, телеканал «Сити», газета «Известия в Украине», журналы «Профиль» и «Главред», сайты «Главред» и «Телекритика». Также группа «Приват» стоит за мощным агентством УНИАН, популярной сетью «Газета по…», ну а непрямое влияние имеет и на ряд других крупных украинских медиапроектов. И это, думается, еще далеко не финал процесса.
Что все это означает и что из всего этого следует?
Означает это фактическое завершение этапа структуризации медиасобственности в Украине между четырьмя финансово-политическими группами: Фирташа – Хорошковского – российского капитала, близкого к Кремлю; Рината Ахметова; Виктора Пинчука; Игоря Коломойского. Иностранный профильный капитал не очень-то в Украину и стремился, но тот, что в середине 2000-х к нам все-таки зашел, был к концу «нулевых» вытеснен финансовым кризисом и непрозрачными правилами игры на рынке. Все четыре «медиаимперии» лояльны к нынешней власти, пусть и в разной степени – причем разной есть и мера самой лояльности, и мера влияния на президента. В свою очередь, сосредоточение всех ветвей власти в стране – исполнительной, законодательной, судебной – в руках одной «Партии регионов сотоварищи» обеспечивает ей практически тотальный политический контроль над всеми медиаресурсами.
Оппозиция в лице Юлии Тимошенко и более мелких ее представителей вроде Арсения Яценюка и прочих фактически не имеет собственных сколь бы то ни было крупных медиаактивов. Когда-то оранжевый 5 канал, думается, в лучшем случае останется хотя бы доступным для Юлии Владимировны, хотя и это будет зависеть от места «посадки» при новой власти его владельца Петра Порошенко.
При этом одна из провластных ФПГ – причем как раз именно та, что наиболее тесно и зримо связана с Кремлем и российским бизнесом, а также наименее прозрачна финансово – сконцентрировала в своих руках особую степень влияния непосредственно на Виктора Януковича (Левочкин – Фирташ – Юрий Бойко – газовые деньги и решение газовых проблем с Россией). А также влияние на государственные органы в информационной сфере. В руках этой группы, фактически, оказался нынче и Первый – государственный – канал. Очевидно, что, обещая Януковичу через контроль над телепространством решить проблему его второго президентского срока, группа «Фирташ -Левочкин-Хорошковский» реально стремится обеспечить себе тотальную монополизацию медиаресурса страны, со всеми вытекающими отсюда небескорыстными бизнес-дивидендами.
Такая конфигурация новой власти и украинского медиапространства, а также прогнозируемые представления ключевых игроков о роли и задачах СМИ обусловят развитие пяти главных тенденций ближайших лет:
– «путинизация» украинского телепространства – с присущим ей монопольным контролем правящей политической силы над всеми медиаресурсами страны, «государственнической» позицией всех крупных телеканалов и либеральным (но тоже контролируемым!) дискурсом в печатном и интернет-сегментах. При этом в Украине нет своих Березовских и Гусинских – так что для наведения «порядка» в медиасфере новой власти достаточно всего лишь «договариваться» с и так в целом лояльными к ней крупными медиасобственниками. И, по информации вашего автора, с предложениями, от которых трудно отказаться, уже пришли ко всем крупным отечественным олигархам;
– монополизация одной политико-бизнес группой и коммерциализация де-факто (хотя возможна и приватизация де-юре) государственного телересурса. «Огосударствление» приватного ТВ – в смысле подчинения его редакционной политики целям и задачам пропрезидентской пропаганды и агитации. Вне зависимости от формы собственности, ТВ будет обеспечивать информационно-пиарное сопровождение всех деяний новой власти. В чем уже сейчас преуспевает телеканал «Интер» – настойчиво продвигаемый пример для подражания;
– постепенное вытеснение из национального телепространства всех системных оппонентов Банковой. По информации, опять-таки, из разных источников ТК, владельцам телеканалов уже предлагают закрыть расплодившиеся политические ток-шоу. Используют и другую тактику, добиваясь путем «лоялизации» ведущих ток-шоу, скупки так называемых «независимых» экспертов и прочими искусственными методами того, чтобы в контенте теледискуссий доминировала точка зрения новой власти;
– деукраинизация телевизионного эфира – не только в языковом вопросе, но и в смысле идеологии. Сворачивание нынешней политизации отечественного телеэфира, замена ее мощным развлекательным сегментом. Если обществу хоть чуть-чуть повезет – возможно, и качественным неполитическим познавательным и социальным ТВ;
– завершение эпохи «равенства коррупционных возможностей» (2006-2009), при которой в «ящик» попадал любой, кто мог за это заплатить, и платили все – и власть, и оппозиция. Отныне власть перестанет платить – она «в ящике» будет и так. Оппонентам же джинсовый путь в телевизор перекроют, не исключено, что и под флагом кампании борьбы с коррупцией.
Но есть и повод для радости: все будет происходить мягче, чем в России. Если, конечно, власть в эйфории не забудется и не пережмет. Ну а в том, что народ в массе своей предпочтет стабильность и порядок всяческим свободам, в том числе и свободе слова – сомневаться не приходится. Расслабьтесь, друзья: ВСЕ БУДЕТ ДОНБАСС :).
P.S.Ну а вопросом, на который пока нет ответа, является только один:
согласятся ли все другие крупные медиасобственники с тем, что их
бизнес-интересы будут ущемляться «группой Интер». Думается, вскоре мы
можем это понять по развитию ситуации с последним конкурсом на телерадиочастоты, с которым уже разбираются не только суды, Генпрокуратора, но и СБУ. Ну и, конечно же, по назначениям в Нацсовет.
Наталья Лигачева, Телекритика