К международному сообществу и международным
межправительственным организациям
От организаций гражданского общества, медийных организаций, медиа ассоциаций и независимых медиа
Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии
О принятии неотложных и необходимых мер для восстановления международного правопорядка и преодоления последствий международной катастрофы в сфере безопасности, причиной которой стала вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины
24 февраля 2022 года Российская Федерация начала масштабное вторжение на территорию суверенного и независимого государства Украина, нарушив императивные нормы международного права. Это вторжение стало продолжением агрессии России против Украины, которая началась с аннексии Крыма в марте 2014 года и последующей оккупации части восточных территорий Украины. На данный момент продолжается масштабный международный вооруженный конфликт в самом сердце Европы, в рамках которого РФ регулярно совершает военные преступления, что является сознательно избранной стратегией террора против гражданского населения. Этот конфликт создаёт наибольшую угрозу миру на нашей планете со времён второй мировой войны и может привести к полному разрушению международного правопорядка, а также к вхождению планеты в эпоху “войны всех против всех”. Эта катастрофа стала возможной благодаря лени, трусости и конформизму международных институций и организаций, которые оказались неспособными эффективно защитить принципы демократии, верховенства права и прав человека. Также это стало возможным из-за того, что полагаясь на международные стандарты и нормы, разработанные после второй мировой войны, мы коллективно не заметили, что всеохватывающий технологический “подрыв” последних лет требует пересмотра и адаптации, по крайней мере, части их этих стандартов.
Осознавая степень угрозы для региона и мира, а также будучи уверенными, что наибольшие кризисы создают уникальные возможности для революционных реформ и изменений к лучшему, мы обращаемся к международному сообществу и компетентным организациям со следующими требованиями:
І. Проявить приверженность духу международного права и должную политическую волю для исключения РФ из Совета Безопасности ООН. Страна, которая не единожды нарушала основоположные принципы ООН, не имеет ни единого юридического и морального права быть постоянным членом одного из ключевых органов этой организации.
ІІ. Признать, что структура и некоторые процедуры функционирования ООН и, прежде всего, особенности работы Совета Безопасности ООН были построены исходя из политических реалий на момент завершения второй мировой войны, являются неоколониальными и несправедливыми по своей сути и уже давно не способны обеспечить мировой правопорядок. В связи с этим, необходимо немедленно начать процесс пересмотра основных механизмов функционирования ООН с целью их реформы с точки зрения реальной возможности обеспечить сохранение мира.
ІІІ. Привлечь Российскую Федерацию к ответственности за международные преступления, совершённые против Украины, включая преступление агрессии и военные преступления. В случае невозможности эффективного привлечения Международного Криминального Суда, необходимо создать специальный международный Трибунал для расследования и наказания за преступления, совершенные должностными лицами и военными РФ против Украины.
IV. Учитывая то, что вооруженная агрессия включает в себя значительную информационную составляющую, в рамках работы такого международного Трибунала совершенно необходимо рассмотреть вопрос ответственности работников ряда российских медиа, которые умышленно, систематически и массово занимались разработкой и воплощением агрессивных информационных операций с целью распространения дезинформации, разжигания ненависти, а также пропаганды и оправдания российской агрессии против Украины. Ориентировочный перечень лиц, которые подлежат привлечению к такой ответственности, изложен в Приложении 1 к обращению. Неполный перечень проверенных источников и отчётов с примерами и доказательствами проведения таких агрессивных информационных операций изложен в Приложении 2 к обращению и будет пополняться.
V. Признать, что свобода выражения мнений и свобода медиа ни в коем случае не должна распространяться на агрессивные информационные операции, которые финансируются, контролируются или другим образом поддерживаются государствами с противоправными намерениями. Немедленно начать процесс международных консультаций с привлечением представителей гражданского общества, академии и медиа с целью разработки правовых основ для ограничения и противодействия агрессивным информационным операциям на международном и региональном уровнях. Многочисленные показания, полученные от попавших в плен в Украине российских солдат, свидетельствует о том, каким образом агрессивные информационные операции приводят к реальному вооруженному конфликту. Ради обеспечения мира такая практика должна быть искоренена.
VI. Признать, что в современных конфликтах информационная агрессия является не поддерживающим фактором, а мощной основной составляющей агрессии. Немедленно начать процесс международных консультаций для разработки и внесения в Римский Статут Международного Криминального Суда обновлённого определения агрессии, которое включало бы в себя агрессивные информационные операции.
Понимая всю сложность предъявляемых требований, мы убеждены, что их успешная реализация является возможной и необходимой для сохранения цивилизационных достижений человечества и преодоления международной катастрофы в сфере безопасности.
С уважением и готовностью сотрудничать для достижения поставленных в данном обращении заданий,
ПОДПИСИ:
- Независимый медийный совет, Украина
- Детектор Медиа, Украина
- Институт Массовой Информации, Украина
- Центр Гражданских свобод, Украина
- Интерньюз Украина, Украина
- Институт Развития Региональной Прессы, Украина
- Фундация “Суспильнисть”, Украина
- Центр Демократии и Верховенства Права, Украина
- Центр прав человека ZMINA, Украина
- Комиссия журналистской этики, Украина
- StopFake, Украина
- Лаборатория цифровой безопасности, Украина
- Институт демократии имени Пылыпа Орлыка, Украина
- Платформа прав человека, Украина
- Украинский институт медиа и коммуникации, Украина
- Консорциум вертеранских организаций Востока, Украина
- Украинская ассоциация медиапсихологов и медиапедагогов, Украина
- Национальный союз журналистов Украины, Украина
- Ассоциация политических психологов Украины, Украина
- Национальная ассоциация медиа, Украина
- “Европейские ценности” – Центр политики в сфере безопасности, Республика Чехия
- Правовой медиа-центр, Казахстан
- 101tv.kz, Казахстан
- Tilshi, Казахстан
- Коалиция “Новое поколение правозащитников”, Казахстан
- ProTenge, Казахстан
- Abzhan news, Казахстан
- Международный центр журналистики MediaNet, Казахстан
- Factcheck.kz, Казахстан
- Youtube канал “Just journalism”, Казахстан
- Ассоциация независимой прессы (API), Молдова
- Центр журналистских расследований, Молдова
- Ассоциация Media–Guard, Молдова
- Media Alternativa, TV8, Молдова
- Sud-Est Media AO (Moldova.org), Молдова
- Центр PAS AO (Sanatateinfo.md), Молдова
- Jurnal TV, Молдова
- Комитет свободы прессы, Молдова
- A.O. „Media & Human Rights”, Молдова
- Центр независимой журналистики, Молдова
- Interact Media, Agora.md, Молдова
- Ассоциация электронной прессы, Молдова
- NewsMaker.md (Moldova), Молдова
- Беларусская ассоциация журналистов (БАЖ), Беларусь
- Фонд солидарности BYSOL, Беларусь
- Грузинский альянс региональных вещателей, Грузия
- Ресурсный центр журналистики, Грузия
- TOK TV-Georgia, Грузия
- Институт развитися свободы информации (IDFI), Грузия
- Либеральная академия Тбилиси, Грузия
- Зелёное движение Грузии, Грузия
- Ассоциация Бизнес Консультационных Организаций Грузии, Грузия
- Imereti Union of Science – “SPECTRI”, Грузия
- Научно-интеллектуальный клуб “Диалог поколений”, Грузия
- Самцхе-Джавахетская региональная ассоциация «Толерант», Грузия
- Конфедерация профсоюзов Грузии, Грузия
- Ассоциация “Мирный и Деловой Кавказ”, Грузия
- Ассоциация “Меркурий”, Грузия
- Союз экологов Чёрного моря, Грузия
- Грузинский институт политики, Грузия
- Информационный центр Gori, Грузия
- Фонд развития энергетики, Грузия
- Грузинская ассоциация гражданского развития, Грузия
- Новое поколение за демократию, Грузия
Чтобы присоединиться к подписанию обращения, заполните форму: https://forms.gle/GfqWg59tgaYQL1j59
Приложение 1. Предварительный перечень лиц, которые подлежат привлечению к ответственности за систематическую, преднамеренную и массовую разработку и воплощение агрессивных информационных операций с целью распространения дезинформации, разжигания ненависти, пропаганды и оправдания российской агрессии против Украины
- Дмитрий Киселёв, заместитель генерального директора ВГТРК
- Ольга Скабеева, ведущая ток-шоу “60 минут”
- Евгений Попов
- Роман Балаян
- Захар Прилепин
- Антон Красовский
- Аркадий Мамонтов
- Маргарита Симоньян
- Тигран Кеосаян
- Владимир Соловьев
- Алексей Николов, генеральный директор RT
- Антон Анисимов, главный редактор Sputnik
- Андрей Благодыренко
- Динара Токтосунова, генеральный директор Ruptly
- Андрей Норкин (НТВ)
- Артём Шейнин (Первый канал)
- Анатолий Кузичев (Первый канал)
- Олеся Лосева (Первый канал)
- Ирада Зейналова (НТВ)
- Роман Бабаян (ТВ Центр)
- Александр Коц (Комсомольская правда)
- Андрей Кондрашов (ВГТРК)
- Кирилл Клеймёнов (Первый канал)
- Аркадий Мамонтов (ВГТРК)
- Дмитрий Стешин (Комсомольская правда)
- Владимир Корнилов (РИА)
- Виталий Третьяков (Высшая школа телевидения МГУ)
- Олег Лурье
- Николай Стариков
- Анна Шафран (Вести FM)
- Андрей Ильницкий
- Дмитрий Куликов (Первый канал)
- Армен Гаспарян
- Оксана Бойко (RT)
- Инна Афиногенова (RT)
- Мурад Газдиев (RT)
- Игорь Жданов (RT)
- Михаил Ростовский (RT)
- Максим Соколов (RT)
- Валентин Горшенин (RT)
- Максим Аль-Тури (RT)
- Ксения Фёдорова (RT Франция)
- Максим Додонов (Телеканал “Звезда”)
- Мария Финошина (RT)
Приложение 2. Предварительный перечень проверенных источников и отчётов с примерами и доказательствами проведения РФ агрессивных информационных операций против Украины
- Data base, monitoring and reports of EUvsDisinfo, the flagship project of the European External Action Service’s East StratCom Task Force (2015-2022) <https://euvsdisinfo.eu/disinformation-cases/?disinfo_keywords[]=77547&date=&per_page=>
- #DisinfoChronicle.Kremlin disinformation about the military offensive in Ukraine, ongoing monitoring by Detector.Media as of 25 February 2022 and for the period of the international armed conflict <https://detector.media/propahanda_vplyvy/article/196936/2022-02-25-disinfochroniclekremlin-disinformation-about-the-military-offensive-in-ukraine/>
- Ongoing monitoring and reports of StopFake initiative (2014-till present) <https://www.stopfake.org/en/category/research/>
- Ongoing monitoring, reports and newsletters of the European Values Center for Security Policy <https://europeanvalues.cz/en/newsletters/>
- European Commission, ‘A multi-dimensional approach to disinformation. Report of the independent High-Level Group on fake news and online disinformation’ (Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018) <https://sites.les.univr.it/cybercrime/wp-content/uploads/2017/08/Amulti-dimensionalapproachtodisinformation-ReportoftheindependentHighlevelGrouponfakenewsandonlinedisinformation.pdf>
- NGO Internews Ukraine, Analytical publication ‘Words and Wars: Ukraine facing Kremlin propaganda’ (KIC 2017) <https://www.civic-synergy.org.ua/wp-content/uploads/2018/04/Words-and-Wars.-Ukraine-Facing-Kremlin-Propaganda.pdf>
- de Jong S, Sweijs T, Kertysova K, Bos R, Inside the Kremlin House of Mirrors (The Hague Centre for Strategic Studies 2017) <https://issuu.com/disinfoportal/docs/inside_the_kremlin_house_of_mirrors>
- Dutsyk D, Shutov R, Burkovskyi P, Chernenko S, Counteraction to Russian Information Aggression: Joint Action to Protect Democracy (Telekritika 2015) <https://issuu.com/marynadorosh/docs/telekritika_analytics_2015-engl_lig>
- Janda J, Víchová V, Richter M, Sharibzhanov I, Fišer J, ‘How do the EU28 perceive and react to the threat of hostile influence and disinformation operations by the Russian Federation and its proxies?’ (European Values, 2017) <http://www.europeanvalues.net/vyzkum/overview-countermeasures-eu28-kremlins-subversion-operations/>
- Kruk K, ‘Analyzing the Ground Zero. What Western Countries Can Learn from Ukrainian Experience of Combating Russian Disinformation’ (European Values, 2017) <http://www.europeanvalues.net/vyzkum/analyzing-ground-zero/>
- Pomerantsev P, Weiss M, The Menace of Unreality: How the Kremlin Weaponizes Information, Culture and Money (The Institute of Modern Russia 2014) <https://imrussia.org/media/pdf/Research/Michael_Weiss_and_Peter_Pomerantsev__The_Menace_of_Unreality.pdf>
- Splidsboel Hansen F, Russian Hybrid Warfare: A Study of Disinformation (DIIS 2017) <https://www.econstor.eu/bitstream/10419/197644/1/896622703.pdf>
- Fact vs. Fiction: Russian Disinformation on Ukraine (Factsheet) (US Department of State, 2022) <https://www.state.gov/fact-vs-fiction-russian-disinformation-on-ukraine/>
- Umland A, ‘The dangers of echoing Russian disinformation on Ukraine’ (Atlantic Council, 2021) <https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/the-dangers-of-echoing-russian-disinformation-on-ukraine/>
- Nicholson K, ‘There’s a flood of disinformation about Russia’s invasion of Ukraine. Here’s who’s sorting it out’ (CBC News, 2022) <https://www.cbc.ca/news/world/fact-checkers-ukraine-1.6365682>
- Hybrid Warfare Analytical Group, ‘Fear, Lies, and Discredit. Overview of the Main Areas of Russian Disinformation in the First Half of 2021’ (Ukraine Crisis Media Center, 2021) <https://uacrisis.org/en/fear-lies-and-discredit-overview-of-the-main-areas-of-russian-disinformation-in-the-first-half-of-2021>
- Moore C, ‘Russian and Disinformation: the case of Ukraine’ (CREST, 2019) <https://crestresearch.ac.uk/resources/russia-and-disinformation-the-case-of-ukraine-full-report/>
- Holroyd M, ‘Debunking the most viral misinformation about Russia’s war in Ukraine’ (Euronews.com, 2022) <https://www.euronews.com/my-europe/2022/03/15/debunking-the-viral-misinformation-about-russia-s-war-in-ukraine-that-is-still-being-share>