Поговорим немного о цифре

Сегодня о цифре не говорит и не пишет, наверное, только ленивый. Уже рассказывают о технологиях, кодировании, оборудовании, спорят о перспективах. Однако, меньше всего информации о том, как должно проходить лицензирование, и изменятся ли его принципы, кто должен владеть оборудованием, как будет строиться сеть и что в результате этого всего получится.

Итак, цифра. Впервые серьезно с цифрой мы (рабочая группа по разработке нового закона о телевидении и радиовещании) столкнулись в первой половине 2007 года. Тогда еще не был развеян миф о прекрасных перспективах цифры, и считалось, что, используя колоссальное сжатие, цифра дает настолько большой ресурс, что нынешняя система лицензирования уже не сможет быть применена. Напомню, что философия закона о телевидении и радиовещании состоит в том, что, учитывая ограниченное количество частот, которые являются национальным достоянием, государство должно обеспечивать наиболее адекватное их использование. Естественно, практика в нашей стране далека от теории, но это уже другая история. Единственным на тот момент адекватным решением проблемы могло стать лицензирование на основе программной концепции или приведение лицензирования цифры к системе, по которой лицензируются кабельщики и спутниковые телеканалы – по регистрационному принципу. Последнее было менее вероятным, опять же, из-за национального достояния.

Но рано или поздно мифы развенчиваются и начинаются суровые будни. В наши руки попадает соглашение «Женева-2006» и мы начинаем понимать, что и ресурс не неограниченный, и принципы распространения сигнала несколько иные; в обиходе появляются словечки «мультиплекс», «покрытие», «присвоение», «DVB» и т.д.

Что же получилось на самом деле

Есть в мире такая организация, как Международный союз электросвязи. Если коротко, ее цель состоит в том, чтобы унифицировать использование радиочастотного ресурса разными службами, чтобы страны не мешали друг другу и пользователи не оказались в ситуации, когда надо иметь кучу приемников, поддерживающих различные стандарты передачи и кодирования. Кроме того, задача союза – разработка самих стандартов вещания, сжатия, кодирования и т. д. и т. п.

Украину в этой организации представляет Государственный департамент коммуникаций и информатизации Министерства транспорта и связи, Национальная комиссия регулировании связи Украины, Украинский центр радиочастот, Украинский исследовательский институт радио и телевидения, Украинский исследовательский институт телекоммуникаций и АО «Укртелеком». Эти организации принимают участие в мероприятиях союза и принимают участие в разработке его рекомендаций и планов, в частности, «Женевы-2006» и «Женевы-2007» (WRC-07).

В 2006 году в Женеве состоялась региональная конференция RRC-06, результатом которой стал документ GE06 или просто «Женева-2006». Замечу, что под регионом (Регион-1) подразумевается немалая территория – Европа, Россия, Ближний Восток и Африка.

Документ официально запустил процесс перехода от аналогового вещания к цифровому с 2007-го по 2015 годы (кроме отдельных стран, где конечный срок – 2020 год). За этот временной период все страны, представляющие данный регион, должны запустить синхронное цифровое вещание на своей территории и полностью прекратить аналоговое вещание. Причин появления этого документа и столь радикальной программы было как минимум две. Во-первых, в Европе весь цикл производства уже давно цифровой, да и пользователи уже смотрят программы не с ЭЛТ-телевизоров. Оставалась проблема передачи сигнала. Как бы красиво ни была обработана картинка, но если человек находился в неблагоприятной зоне для приема сигнала, он получал сами знаете что. Для пользователя оставалось 2-3 альтернативы – спутник, кабельное ТВ и, пожалуй, интернет-вещание. С приходом цифровой передачи сигнала проблема качества исчезает, если, конечно, зона построена на совесть и вы не находитесь в какой-нибудь воронке.

Другая причина, почему потребовался переход на цифру – ограниченность радиочастотного ресурса. Телевидение – ресурсоемкий сервис: на один аналоговый телеканал требуется 6-8 МГц. В то же время с появлением мобильной связи, служб беспроводного Интернета, навигации и пр. требуется выделение все новых и новых частот. И решение проблемы напрашивается само собой. Тех, кого можно загнать в кабель – загоняют, а остальных следует сжать. Тут-то и появляется цифровое телевидение и цифровое радио. И все бы ничего, если бы не несколько «но»… Эти самые «но» и являются камнем преткновения для многих умов в Украине.

Цифровая сеть

Сама цифровая сеть обладает несколькими особенностями, которые не позволяют с легкостью заменить ею аналоговое вещание. Если представить себе распространение аналогового сигнала – то достаточно построить высокую вышку с передатчиком, которая будет покрывать нужную территорию, ретрансляторы, которые будут передавать сигнал дальше, и собственно телеприемники с антеннами. Качество распространяемого сигнала при таком вещании зависит лишь от внешних шумов, рельефа и отдаленности приемника от передатчика – чем дальше от вышки, тем больше помех. С цифрой все иначе: сигнал, распространяемый в ее сети, – это до 50 миллионов ноликов и единичек в секунду, которые должен принять пользователь, причем в идеале принять он должен их все, иначе пользователь увидит квадратики или не увидит ничего. Но волна-носитель от оцифровки не становится более проходимой или устойчивой. Решение проблемы очевидно – создание сети синхронизации, которая позволит доставлять потерянные пакеты данных.

Таким образом, цифровая сеть напоминает сеть мобильной связи – соты. Некая территории делится на зоны-соты, каждая из которой состоит из одной главной антенны, которая транслирует сигнал, и, в идеале, шести синхронных антенн (отражатели не в счет). Это одна сторона медали. Другая сторона медали состоит в необходимом для обслуживания этой сети оборудовании. Во-первых, это мультиплексор, который запаковывает некое количество телеканалов (скажем, 10 при кодировании MPEG-4) и передает на передатчик, который рассылает сигнал. Во-вторых, это новые вышки с «синхронизаторами», некое количество отражателей и, наконец, новый телевизор у пользователя или, как минимум, сет-топ-бокс или ТВ-тюнер. Вывод сделает и школьник: если этого всего нет, значит это надо создать.

Цена вопроса

Оценить весь комплекс работ по установке цифровой сети в Украине крайне сложно. Официальные лица бросаются суммами от 1 млрд гривен до 1 млрд долларов. Такой разброс связан со множеством факторов. Прежде всего, это вопрос, какую сеть мы строим – статичную или динамичную. Если мы выберем первый вариант, то, по оценкам экспертов, необходимо будет построить около 65 передающих вышек. При такой сети пользователь должен будет направить свою антенну в сторону передатчика, иначе изображение будет кряхтеть, зависать, а то и вообще ничего не будет видно. Второй вариант – динамичная сеть: в таком случае надо будет раскошелиться на 450 вышек. Замечу, что каждая вышка должна быть высотой около 150 метров, плюс фундамент, землеотвод, ограждение, подведение коммуникаций и обслуживающий персонал. Такая сеть идеальна для того, чтобы можно выезжать с телевизором на дачу или просто на природу. К чему придут наши чиновники, прогнозировать не берусь, однако замечу: если наши соседи выберут вариант динамичной сети, нам придется у себя тоже строить такую же сеть.

Однако не стоит забывать о главном – телезрителе, который должен будет также купить «обновку». Сегодня цена неплохого тюнера составляет около 500 грн. Китайский – раза в два дешевле. Но даже такая сумма будет существенна для многих наших соотечественников, которые наверняка задумаются о целесообразности такой траты. Вывод напрашивается сам собой: при отсутствии грамотного подхода к построению сети и хорошей разъяснительно работы, можем получить небольшую черную дыру в госбюджете.

Принцип вещания

Особенности цифры состоят не только в вышеописанной архитектуре сети. Есть еще один немаловажный фактор – это частоты. «Женева-2006» выделила две группы частот под телевидение – это 174-230 МГц, или так называемый третий диапазон (здесь на одну полосу приходится в среднем 8 телеканалов в стандарте MPEG-4), и 470-862 МГц – четвертый и пятый телевизионные диапазоны (на каждую полосу в которых приходится по 10 телеканалов в MPEG-4).(Заметим, что значение ширины одного канала/полосы – величина относительная, и зависит от множества факторов, в первую очередь от выбранного стандарта сжатия.) Таким образом, мы получаем 7 каналов/полос в ІІІ диапазоне и 47 – в IV и V.Вроде бы неплохо: 470 плюс 56 – всего 536 телеканалов в эфире. Цифра ошеломляющая, не правда ли? Но это в идеале – на практике все гораздо скромнее. Тут уже вскользь упоминалась «Женева-2007» – этот документ является корректирующим для «Женевы-2006». Главная его особенность состоит в том, что диапазон выше 61-го канала/полосы отдается под новые мобильные технологии, в частности мобильную GSM-связь нового поколения – UMTS.Это значит, что в идеале у нас остается 446 телеканалов. Однако и это далеко не так. Тут следует сказать несколько слов о зонах.

Цифровая зона – это некий многогранник (в идеале шестиугольник) диаметром около 100 км. Украина, согласно плану Женевы, разделена на 81 такой многогранник. Замечу, что эти многогранники не совпадают с существующим административно-территориальным разделением страны, но об этом несколько позже. Для каждой зоны при подготовке Женевы были просчитаны полосы частот, на которых возможно передавать цифровой сигнал – для Украины в IV и Vдиапазоне вышло от 8 до 13 полос, т. е. около 80 цифровых телеканалов, в ІІІ диапазоне эксперты прогнозируют максимум 1 полосу. Однако и эта цифра не абсолютна – количество каналов может быть уменьшено. Насыщенность полосы телеканалами обратно пропорционально связана с дальностью и помехоустойчивостью сигнала – чем больше телеканалов в полосе, тем меньше расстояние его распространения и менее помехоустойчив сигнал, и наоборот. Еще одна особенность – невозможность использования одной частоты в соседних зонах. Это значит, что если в одной зоне распространяется один пакет телестанций, а в другой – другой, то на границе зон образуется конфликтная зона и в результате зритель ничего не увидит. Использование одной частоты возможно лишь в синхронных зонах, т.е. когда один пакет телеканалов распространяется на одной частоте в нескольких зонах.

Радиочастотный ресурс

Кроме вышеизложенных проблем, существует еще одна, и довольно серьезная – перераспределение радиочастотного ресурса. В Украине действует документ под названием «План радиочастотного ресурса Украины». Этот документ утверждается Кабинетом министров Украины (последняя редакции – 2006 года, с некоторыми изменениями 2007 года) и содержит полную таблицу выделения частот под те или иные службы. Для цифрового вещания, как мы уже говорили, у нас есть два диапазона – 174-230 МГц и 470-862 МГц. Согласно радиочастотному плану, эти частоты на данный момент заняты такими службами:

  • аналоговая УКВ телефонная связь (525 МГц, 825 МГц),
  • CDMA-800 (824,07–831,63 МГц и 831,63–832,81 МГц (срок действия до 2016 года!) 840,45–842,97 МГц (до 2013 года));
  • радиомикрофоны (174,4–174,6 МГц, 174,9–175,1 МГц);
  • морская передвижная УКВ-связь (100–399,975 МГц);
  • передвижная связь (20–645 МГц);
  • воздушная передвижная связь (100–400 МГц);
  • радиолокация (100–219 МГц, 220–335,4 МГц и400–1433 МГц);
  • воздушная радионавигация (100–2672 МГц) и т. д.

Кроме того, не забываем о службе аналогового эфирного телевизионного вещания (174–230 МГц и 470–862 МГц), срок действии которой установлен до 2016 года. Выше уже упоминалось о том, что количество телеканалов может быть уменьшено – приведенные тут частоты тому подтверждение. Каким образом будут освобождаться ценные частоты и куда будут переведены существующие службы и, самое главное, во сколько это обойдется налогоплательщикам – непонятно. По неофициальным данным, радионавигация не очень-то настроена потесниться.

Возникает еще один закономерный вопрос: каким образом будет осуществлен переход аналога в цифру, если вещание осуществляется в одинаковых диапазонах. До появления программы перехода на цифровое вещание, которую должен утвердить Кабинет министров, мы об этом вряд ли узнаем.

Лицензирование

Как мы видим, цифра – это сложный механизм, требующий грамотного построения как на техническом уровне, так и на уровне наполнения или, как принято говорить, контента. Кроме того, учитывая фактор совместно используемого ресурса для аналога и цифры, следует очень тщательно проработать систему перехода существующих телеканалов на новый формат вещания.

На практике ситуация несколько иная.

17 апреля 2007 года в тестовом режиме запустилось асинхронное цифровое вещание в г. Киеве. В тестовом режиме на 4 полосах транслировались 18 цифровых телеканалов MPEG-2 и 3 программы украинского радио (УР-1, 2, 3) в стандарте T-DAB. Автор этих строк, имея необходимый тюнер, тестировал в разных точках города прием цифры. Качество сигнала было тем устойчивее, чем выше и ближе к передатчику находился тюнер. Скажем, на Оболони на уровне 20 метров над землей довольно хорошо ловились телеканалы 24, 5-й канал, «Киев», «Энтер Мьюзик» и несколько других. Хуже всего ловились цифровое радио и «Гамма», хотя это объяснимо – у последней передатчик был мощностью 100 Вт. Год спустя, по завершению тестового вещания, три из четырех конкурсантов остались в эфире (причем «Гамма» увеличила мощность до 1,5 КВт), а один из них перешел в статус провайдера и занялся построением системы мобильного телевидения в стандарте DVB-H на Троещине.

Безусловно, эксперимент показал, что вещания как таковое возможно. Однако чистота эксперимента далека от идеала. Помните, выше упоминалось о синхронной составляющей цифрового вещания – для доставки качественного сигнала основной антенне нужны помощники, в Киеве же использовались четыре разных передатчика без какой-либо синхронизации. Такой эксперимент теперь позволяет чиновниками из Минтранса и Госкомтелерадио говорить о необходимости использования мощных передатчиков 5-25 КВт.

После проведения эксперимента Национальный совет объявил конкурс на мультиплексы МХ-1 – МХ-4. Первые три должны были вещать в стандарте MPEG-2, последний же – в стандарте MPEG-4. Соответственно, в первые три мультиплекса попадало по 6 телеканалов, а в последний – десять. Мультиплексы 1-3 быстро наполнились существующими программами, т. к. нынешний закон о телевидении и радиовещании содержит норму, гарантирующую право на сохранение «частоты» при переходе на цифру. В апреле 2008 года Нацсовет по телерадиовещанию объявляет победителей конкурса на МХ-4, в который попадает 12 телеканалов. Из известных нам это телеканал «Эра», которого давно хотят «уйти» с первой кнопки, ТРК НБМ (совладелец 5-го канала), телеканал М2 (ЗАО «Телеодин») и телеканал ИА «Униан». Кроме того, 8 телеканалов получили телекомпании, относительно которых многие медийщики задают один вопрос: «кто все эти люди?».

Складывается впечатление, что процесс внедрения цифры в Украине проводится или по тщательно продуманному сценарию, неизвестному простым смертным, или, учитывая «высокую» осведомленность Нацсовета и многих других чиновников, по принципу «авось сойдет». Проведенные конкурсы (замечу – при фактическом отсутствии регулирования со стороны закона о телерадиовещании) – это прекрасно, но хочу отметить, что красивые названия МХ-1, 2, 3… это всего лишь названия, под которые нужно подводить конкретнее частоты в каждой цифровой зоне. Однако в решениях Национального совета об этом скромно умалчивается, что, впрочем, неудивительно. Согласно данным лиц, причастных к разработке «Женевы-2006», на сегодня существует набор частот всего лишь для одного мультиплекса. Остальное надо освобождать.

Перспективы

Мне искренне жаль, что статья получилась довольно скептической, но, наблюдая за суеты вокруг кита цифры, понимаешь, что без «вказівки» сверху и/или хорошего пинка снизу дело не сдвинется. Время же неумолимо бежит. Следует напомнить нашим мужам о нескольких важных факторах, на которые закрыть глаза не удастся. Первый фактор, как всегда, банален. Украина расположена среди «дружественных» соседей, которые с 1991 года мечтают откусить «исконные земли». Конечно, войной на нас вряд ли пойдут, но этого и не надо делать. Достаточно постоянно проводить пропаганду в соответствующих регионах. В ситуации с цифрой наши соседи не отстают. В 2010-м и 2012 годах один наш сосед на востоке и как минимум один на западе включат цифру в приграничных регионах. Учитывая совместное использование частот, наши телезрители либо увидят цифру из-за рубежа, либо вообще окажутся отрезанными от эфирного телевидения – и хорошо, если у них есть «тарелки», а если нет?! Во-вторых, существуют обязательства по чемпионату Евро-2012, в которых, в частности, упоминаются красивые термины DVB-Tи дажеHDTV (к последнему вернемся чуть позже).

Кроме того, существуют обязательства по «Женеве-2006», где четко указано, что с июля 2015 года, если страна, вещающая в аналоге и на которую не распространяется специальный режим 2020 года, мешает другой стране, то пострадавшая страна может пожаловаться в МСЭ и страна-нарушитель получит изрядную долю санкций.

Не следует забывать и о том, что каждый год отсрочки – это дополнительная нагрузка на госбюджет, и очень не хотелось бы в итоге получить дырку – только потому, что чиновники разных органов не могут поделить сладкий пирог цифровой сети. Замечу, что маленькой и очень продвинутой Швеции понадобилось 2 года пиар-кампаний, чтобы убедить свое население перейти на цифру и, соответственно, приобрести не очень дешевый цифровой приемник.

HDTV и региональное вещание

Существует еще одна проблема цифрового вещания, о которой на сегодня громко и всерьез говорит только НАМ. Это проблема местных вещателей. Национальный совет выделил под все региональное вещание аж 1 мультиплекс, т.е. 10 телеканалов. Следует заметить, что региональное вещание – это не одна маленькая зона, а все же территория, приближенная к области, а в некоторых случаях, как, например, на западе Украины, – включающая в себя даже 2-3 области. Телеканалы, вещание которых имеет место быть в одном городе, попадают в неудел. Решение этой проблемы заключается в использовании нескольких технологий – маломощное вещание, «Телесело», MMDSи «Митрис» или полный переход в кабель. Последний возможен лишь в том случае, если он не мешает другим службам, т. к. эта система использует частоты спутника. Что касается маломощного вещания и «Телесела», эти службы требуют дополнительного просчета и установки небольших вышек, с чем Концерн РРТ явно не хочет возиться.

Что касается телевидения высокой четкости, следует сказать, что его особенность состоит в довольно большом потреблении ресурсов цифровой полосы. В такую полосу в кодировке МPEG-4 «влезет» не более 3 каналов (помним о связи дальность-качество-количество каналов). Это значит, что при решении о создании HDTV один мультиплекс, вероятно, полностью отойдет под эту службу.

Итого

Вся мышиная возня с цифрой привела к тому, что Национальный совет в конце апреля принял решение об использовании стандарта МPEG-4, тем самым освободилось 12 местечек в первых мультиплексах. Правда, такая непоследовательность привела к тому, что на рынок уже поступило достаточное количество декодеров МPEG-2, которые, в частности, рекламировались на телеканале «24»: что теперь с ними делать – не совсем ясно. Особенно «обрадуются» потребители, которые выложили за сие устройство около 100 долларов.

Чтобы исправить ситуацию, стоит, прежде всего, принять программу разворачивания сети, с указанием ее вида (65/405 вышек), очередности, освобождения существующих частот другими службами и порядка перехода существующих телеканалов в цифру. Второй этап – разворачивание пропаганды и разъяснительной работы, где будет четко указано, для чего и почему это происходит. Третий этап – обеспечения малоимущих сет-топ-боксами/тюнерами и, возможно, преференции тем, кто их завозит, а в идеале – производит. Четвертый этап – решение проблемы местных вещателей. Пятый – внесение изменений в закон о телерадиовещании, которые бы легализировали процедуру лицензирования, защитили бы вещателей и сделали бы работу цифры более-менее беспроблемной. Шестой – стимулирование ТРК производить собственный продукт для украинцев и национальных меньшинств, а не на экспорт. Иначе, повторюсь, мы получим никому не нужную красивую игрушку, потребляющую «в никуда» громадные средства, особенно учитывая нынешние тенденции развития отечественного телевидения – дешевые сериалы, заказные материалы в новостях центральных телеканалов, засилье политики и отсутствие интеллектуального продукта.

 

Примечание для путающихся:

Частота — в этой статье понимается как физическая величина, характеристика периодического процесса, равная числу полных циклов, совершённых за единицу времени. Единицей частоты в Международной системе единиц (СИ) в общем случае является герц (Гц, Hz).

Канал (телевизионный) —  группа частот, выделенные для трансляции передач одного аналогового телеканала. Традиционно в мире приняты значения ширины канала от 6 до 8 МГц.

Телеканал, в понимании этой статьи, подразумевает совокупность программ одной телекомпании, которые транслируются под одним логотипом на одном канале телевизионном, в соответствии с выданной Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания лицензией («24», «Интер», «1+1» …)

Полоса – термин, употребляемый для цифрового телевидения и являющийся по сути, тем же каналом телевизионным, но используемым для трансляции цифрового сигнала, который в свою очередь содержит в себе некоторое количество цифровых телеканалов.

Сет-топ-бокс (set-top-box) и ТВ-тюнер (tuner) – устройства, подключаемые к телевизионному приемнику или, соответственно, компьютеру и как минимум позволяющие преобразовывать цифровой сигнал в некое количество телеканалов для воспроизведения.

Ми надаємо безоплатні консультації із юридичних питань у сфері інформаційного та медійного права. Будемо раді поділитися з вами своїм досвідом.

Листи з інших питань не розглядаються.

Докладніше про консультації

 

Задайте Ваше питання через форму:

Ваше ім'я (обов'язково)

Ваш email (обов'язково)

Ваше повідомлення


Також ви можете звернутися до нас іншими способами: